По святым местам Оренбуржья

21 августа 2015

В Оренбуржье немало мест, так или иначе связанных с конфессией. Совершенно справедливо такие места объединяют в религиозные туристские маршруты или привозят туристов к отдельным паломническим реликвиям. А если учесть, что в нашем регионе мирно соседству ют представители около двухсот наций, то не воспользоваться таким многообразием было бы непростительно.

Паломничество (pilgrimage – хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями) в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах.

Подробнее познакомимся с историей православного паломничества. Развитие культуры и традиции паломничества имеет давнюю историю. Как и сейчас, паломничество носило тайный и сокровенный характер.  С самого начала существования Церкви жизнь верующих включала в себя посещение мест, связанных с жизнью Иисуса Христа, его Пречистой Матери, святых апостолов и мучеников. Первые паломнические шествия начались еще в первой трети IV века. В 325 году во время проведения Первого Вселенского Никейского Собора, император Константин Великий издал указ о строительстве христианских храмов в святых местах: в Вифлееме — на месте рождения Спасителя, и в Иерусалиме — над пещерой Гроба Господня, а территорию Палестины он объявил Святой Землёй. Таким образом, благодаря императорской инициативе в эпоху Константина Великого в Иерусалим и Вифлеем стали стекаться для поклонения главным святыням христианства тысячи богомольцев, положивших начало массовому паломническому движению на Святую Землю. Иерусалим открыл всему миру свои святыни и вернул себе своё древнее название — до Константина, во времена языческих императоров, он назывался Элия-Капитолина. В сознании христиан всего мира Иерусалим стал Святым Городом, местом поклонения Христу. А главной же целью паломничества было участие богомольцев в богослужении.

Богомольцы того времени почитали и святые места, связанные с Ветхим Заветом, посещали места захоронения праведников древности, пророков, царей и библейских патриархов. Особенностью таких богослужений, как и сейчас, является то, что они происходят в тех местах, где и совершались события евангельской истории. Местное население стало буквально теряться среди многочисленного количества  паломников, которые не щадили ни сил, ни средств для увековечения памяти о земной жизни Иисуса Христа. В Палестине было построено великое множество храмов и монастырей, а для нужд странствующих богомольцев Церковь благословила строительство вдоль основных паломнических путей постоялых дворов, гостиниц, приютов, странноприимных домов и охраняемых колодцев.

На 7 Вселенском Соборе было принято определение, которое определяло, что Богу подобает служение, а иконам следует воздавать поклонение. Определение, имеющее характер церковного догмата, связано так же с темой православного паломничества. Паломники в византийской церковной традиции называются «поклонниками» — люди, совершающие  путешествие с целью поклонения святыням.

Данное определение не было принято на католическом Западе, в связи с чем возникла разница и в понимании паломничества внутри христианства. Во многих европейских языках паломничество определяется словом «пилигрим», которое в переводе на русский язык означает  «странник».  Существует некоторая разница между паломниками Католической Церкви и Православной Церкви. Так, поклонение святыням, которое существует в Православной Церкви, в католицизме отсутствует. Это же можно сказать и о протестантах. Поэтому традиции паломнических путешествий к святым местам и вообще сам термин «паломничество» в своём прямом значении относятся, прежде всего, к Православию.

На сегодняшний момент решение о паломничестве принимается по благословению духовного отца и самостоятельно. Основными объектами  паломничества до сих пор являются монастыри. В России 313 монастырей и 26 пустыней РПЦ. В странах СНГ насчитывается еще 183 православных монастыря РПЦ.

В практике паломнического туризма принята классификация монастырей по следующим признакам:
1) по страновой принадлежности;
2) по месторасположению с точки зрения транспортной доступности;
3) по составу несущих монашеские обеты;
4) по возрасту монастыря.

Но паломнические туры в отличие от религиозно-познавательных или культурно-исторических, несут определенный верованием смысл совершения обряда, а не только познавательные цели. В рамках познавательных туров религиозной направленности предполагается посещение религиозных центров, где можно увидеть действующие культовые и памятные объекты. Туристы принимают участие в крестных ходах, богослужениях, медитациях. Однако следует иметь в виду, что экскурсанты, в том числе представители других религий, могут попасть не на все мероприятия. Оренбургская область привлекает паломников всех вероисповеданий. Святые места, православные храмы, мусульманские мечети и минареты, синагоги и другие религиозные объекты являются местом притяжения и паломничества. В области более 1500 «святых родников» и мест паломничества.

Наверное, самый известный паломнический маршрут – Оренбург- Саракташ, к Свято-Троицкой Семионовой обители милосердия. Она возникла в 1993 году и за более чем 20 лет превратилась в маленькую лавру. Лавра – место, где хранятся православные традиции русского народа и где оказывается духовный пример: как нужно жить в гармонии со своими историческими корнями, знать эти корни. Эта обитель является своего рода визитной карточкой Оренбуржья и примером духовного возрождения нашего народа. Но это маршрут все же в больше мере туристический. Если взять формат паломничества, то необходимо добавить еще станицу Черноотрожская и Казанский «Одежду в такое путешествие, конечно же, нужно брать в соответствии с канонами вашей веры. источник перед Саракташом – настоящее место паломничества, которому уже около 15-ти лет. Конечная точка – Свято-Андреевский мужской монастырь, где паломники могут не только узнать о святынях, прикоснуться к ним, но и начать духовное изменение себя. Потому что цель паломничества – это нравственное изменение, прервав цепь обычных событий, выйдя из суеты, окунувшись в прошлое.

Наедине с самим собой

«Покровские пещеры», «Святые пещеры» – об этом уникальном месте в Новосергиевском районе Оренбургской области знают далеко за пределами нашего региона. Судя по записям в книге отзывов, здесь побывали не только россияне, но и представители ближнего и дальнего зарубежья.

История села Покровка такова: первое здание было построено переселенцами из Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Курской и Пензенской губерний в 1799 году. И только через четыре года здесь началось строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы. Был он деревянным. Храм освятили в 1848 году. Лихолетье не обошло стороной и этот храм – был здесь и клуб для молодежи, и школьный спортивный зал. И только в годы перестройки жители Покровки обратились к властям с просьбой о возвращении и открытии храма. 14 сентября 1995 года разрушенный Покровский храм был восстановлен и освящен. С тех самых пор в нем возобновились богослужения. В последнее время село Покровка Новосергиевского района Оренбургской области стало широко известно под названием «Святые пещеры», и сюда стекаются паломники. А эта история началась с того, что в 1896 году на правом берегу реки Самары возле села Покровка поселился 36-летний казак Захарий Карцев. Был он одинокий, отшельником жил в пещере, которую сам и выкопал, в посте и молитвах. Вскоре и другие верующие начали копать рядом пещеры. В 1909 году Захарий был пострижен в монахи с новым именем – Зосима. Главным занятием монастырских было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Так было пройдено около 250 метров пещерного хода. Коридор шириной всего-то сантиметров 70, вырытый на глубине 4-6 м, вел в подземную церковь и кельи, в одной из которых принимал прихожан прозорливый старец схимонах Нил. В 20-е годы прошлого столетия монахам предложили публично отречься от Бога и организовать рабочую артель. Но желающих не оказалось. Пещеры были закрыты в конце сороковых. Родник под горой, который когда-то расчистил Зосима, был засыпан. В постсоветское время после многочисленных попыток 8 июня 2002 года вход в «Святые пещеры» был найден. Над ним был построен храм Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Под горой, как и прежде, забил святой Никольский родник, а рядом установили купальню.

Сегодня здесь – неиссякаемый поток паломников. Люди по-разному отзываются о проделанном пути к алтарю. Но, так или иначе, для всех это было действительно важное событие в духовной жизни. Многие отмечают, что психологически сложно находиться в узком невысоком глиняном тоннеле под землей, тонкой свечой освещая путь впереди только на 30 сантиметров. В прохладной глубине 4-6 метров вас окружают бордово-черные песочно-глиняные стены, липкой глиной устлан и путь под ногами.

В зазорах стен здесь и там монетки – чтобы вернуться. 10 минут нужно на то, чтобы войти в подземный храм. Золотой иконостас, горящие свечи и комната в форме гроба – так монахи напоминали себе о том, что ждет их тело здесь, в этом мире, самоотреченно молясь о благе мирян и жизни загробной. Необычно то, что монахи, строя подземный монастырь в XIX веке, смогли точно определить, где находится восток, и возвести алтарь по всем правилам – обратив к нему. А прямо над алтарем, на холме сверху камнями выложен крест. Как монахи смогли так точно определить местоположение под землей? Не иначе как внутренним взором.

О Важном. Роль паломничества в жизни общества:

Духовно-просветительская.

Во время поездки паломники узнают и изучают историю мест, которые они посещают, их роли в духовной жизни общества. Они знакомятся с особенностью проведения богослужения, наследием святых, старцев, с именами которых связаны места, событиями, происходящими некогда на местах входящих в маршрут, посетители имеют возможность пообщаться с насельниками монастырей, найти себе духовников.

Общеобразовательная.

Не только духовными, но и культурными и историческими центрами являлись и  являются монастыри. На территории некоторых из них находятся музеи. Так, многие христианские храмы, соборы, монастыри на сегодняшний момент являются не только религиозными объектами, но и историческими и архитектурными памятниками.

Миссионерская.

Шествия к святым местам способствуют воцерковлению многих людей из тех, которые были нерелигиозными, и укрепляет веру в туристах, причисляющих себя к «верующим».

Благотворительная.

О нуждах монастырей так же узнают паломнические службы. Организацией помощи монастырям занимается и сама паломническая служба. Паломники привозят в монастыри вещи, продукты, делают денежные пожертвования. Такая помощь бывает часто очень своевременной, особенно для возрождающихся обителей.

Говоря о России, трудно найти статистические данные о численности православных паломников на сегодняшний момент. По имеющейся информации, в год внутреннее паломничество осуществляют около 300 тыс. человек. Конечно,  данные требуют уточнения. К слову, в паломнический путь отправляется больше женщин, чем мужчин. Средний возраст паломников — 45 — 50 лет. В поездках заметно участие молодежи, хотя ее процентная доля невелика. Объяснение этому могу дать лишь одно – поколение людей, выросшее при гнете атеизма и богоборчества в состоянии осознать надобность того чего была некогда лишена, в отличии же от юного поколения.

Напомним, «Покровские пещеры» Вы можете посетить по адресу:

Оренбургская область, Новосергиевский район до поворота на Покровку и далее по указателю «Святые Пещеры».

0 Комментариев
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться