Автомобилистам: Спецсигнал на дороге: всем ли уступать?

23 октября 2015

В законодательстве немало пробелов и однозначно ответить на вопрос когда и как следует уступать дорогу автомобилям со включенными спецсигналами, нет. В подобной ситуации водитель обычного автомобиля может оказаться виноватым даже не желая нарушать правила. 

Каждый водитель попадал в ситуацию, когда в зеркале заднего вида появлялись тревожно пульсирующие лампы синего или красного цвета или на светофоре на запрещающий сигнал светофора проезжал автомобиль со включенными спецсигналами, который приходилось пропускать. Иногда световой сигнал сопровождался звуковым оповещением, иногда нет. Первая реакция в подобных ситуациях – уступить дорогу. Но всегда ли необходимо это делать?

Однозначно – да, если речь идет об автомобилях спецслужб – пожарной охраны, полиции, МЧС или скорой медицинской помощи. Однако количество автомобилей со спецсигналами, не имеющих дополнительных опознавательных знаков, заставляет многих задавать себе этот вопрос.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Так в каком же случае необходимо немедленно освободить дорогу, а когда можно проявить свою гражданскую позицию и отказать в незаконном требовании освободить дорогу?

Как правильно уступать дорогу, чтобы невольно не стать нарушителем? Какое предусмотрено наказание для водителя, не уступившего дорогу автомобилю со включенным спецсигналом?

Спецсигналы, их разновидности и применение

Спецсигнал – это сочетание светового (проблесковый маячок, мигалка) и звукового (сирена) оповещения о приближении спецтранспорта. Мигалки могут отличаться по цвету и конструкции. Так, ГИБДД использует красно-синие мигалки, а полиция – полностью синие. Как правило, это крупные блоки, установленные поперек крыши автомобиля. Скорая помощь и пожарные использует мигалки синего цвета различных конструкций – от классических «цилиндров» до крупных блоков.

Существуют также желтые и оранжевые мигалки, которые имеют особый правовой статус. В соответствии с ПДД, ими должны быть оборудованы транспортные средства, выполняющие работы по строительству или ремонту дорог, погрузке, выгрузке и транспортировке неисправных, поврежденных или перемещаемых транспортных средств (эвакуация), перевозящие негабаритные грузы, опасные вещества (легковоспламеняемые, взрывчатые, радиоактивные, ядовитые). Работающий желтый или оранжевый маячок не является призывом освободить дорогу и не сопровождается звуковым сигналом. Такие маячки необходимы для повышения заметности транспортного средства на дороге.

В соответствии с ПДД, водители транспортных средств, перевозящих крупногабаритные грузы, а также автомобили, сопровождающие перевозку, могут отступать от требований дорожной разметки при условии обеспечения безопасности дорожного движения. Такие автомобили в обязательном порядке должны быть оборудованы желтыми или оранжевыми проблесковыми маячками.

Еще одна категория спецтранспорта – это автомобили силовых структур и государственных служащих. Такие автомобили можно отличить лишь по наличию проблескового маячка синего цвета и, иногда, по особой серии номерных знаков. Эти автомобили не имеют особой цветографической схемы и, как правило, окрашены в темные цвета.

Когда нужно пропустить?

Автомобили специальных служб желательно пропускать даже тогда, когда проблесковые маячки и сирена выключены. Во-первых, это правильно с моральной точки зрения. Во-вторых, это обусловлено спецификой российских правил дорожного движения. Так, если за вами едет автомобиль ГИБДД с выключенными спецсигналами и вдруг включает их, водитель впередиидущего автомобиля может не отреагировать молниеносно и формально стать нарушителем, ведь он не пропустил спецтранспорт со включенными маячками и звуковыми сигналами. Не пропустившим грозит штраф или лишение права управлять автомобилем на срок 3 месяца.

Немного иначе обстоят дела с автомобилями силовых структур и государственных служащих. Водители этих автомобилей также имеют приоритет перед остальными участниками движения только при включенном проблесковом маячке и специальном звуковом сигнале. При этом воспользоваться приоритетом можно лишь убедившись, что дорогу уступают.

Основные ситуации, когда необходимо уступить дорогу автомобилю, со включенным спецсигналом:

- при проезде перекрестков;

- при перестроении спецтранспорта в полосу, где находится водитель;

- при повороте или развороте спецтранспорта.

Спорные ситуации

Нередки случаи, когда автомобиль с включенным спецсигналом, находящийся позади, требует уступить дорогу. В этом случае другие участники движения смещаются в сторону. Это – сложившаяся, нормальная практика. Однако закон предписывает водителям вести себя иначе.

В соответствии с ПДД водитель обязан уступить дорогу не создавая помех другим участникам движения. «Уступить дорогу (не создавать помех)» - это требование, подразумевающее, что водитель не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. Иными словами, перестроение в другой ряд не допускается, так как это создаст помеху водителям, движущимся в этом ряду и это будет являться нарушением ПДД.

Также законом не установлено, в течение какого периода времени водитель обязан уступить дорогу по требованию автомобиля со включенным спецсигналом. Это привело к практике, когда сотрудники ГИБДД считают, что дорога должна быть освобождена немедленно, что невозможно в подавляющем большинстве ситуаций.

Штрафы

Законодательством предусмотрены различные санкции для водителей, не уступивших дорогу автомобилю со включенными спецсигналами.

В случае, если автомобиль имеет специальную цветографическую схему (полиция, скорая помощь, пожарная охрана), нарушителю грозит штраф 500 рублей или лишение права управления автомобилем на срок 3 месяца.

Не пропустить депутата недорого - штраф составляет от 100 до 300 рублей

Если автомобиль не имеет специальной цветографической схемы (силовые структуры, государственные служащие) – можно отделаться штрафом в размере 100-300 рублей. Интересно, что это наказание хотели отменить, но Государственная дума отклонила законопроект.

0 Комментариев
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться