Нам есть что показать!

Оренбургскому областному музею изобразительных искусств – уже более полувекаСегодня в его коллекции около восьми тысяч экспонатов. Если уделить каждому из них всего лишь по минуте, понадобится неделя. Да разве можно за минуту понять и оценить то, что создается на века?

Наш экскурсовод – директор музея, кандидат педагогических наук Юрий Комлев.

 Далеко не в каждом регионе России есть музеи, подобные нашему. Некоторые из них находятся в стадии ремонта, другие объединены в музейно-выставочные комплексы. Так что, мы в некотором роде уникальны. И внимание со стороны правительства области к нам тоже особое. В качестве примера могу привести тот факт, что еще в 2008 году наш музей изобразительных искусств осуществил три больших, очень знаковых для нас проекта. Во-первых, это колоссальная реставрация произведений Лукиана Попова – основной коллекции нашего музея. Работы проводились Санкт-Петербургской академией художеств. Были затрачены огромные средства – более двух миллионов рублей! После двухлетнего перерыва у нас открылась обновленная экспозиция «Древнерусское и русское искусство XVIII – начала XX века» – к ее открытию была отреставрирована часть икон.

Второй проект – модернизация материально-технической базы. Мы сегодня достаточно хорошо оснащены технически, что позволяет шире представлять музейные коллекции. Это современные компьютеры, плазменные панели, видеопроекторы, аудиотехника. Сегодня ведь каждый ребенок ориентирован на восприятие окружающего мира с помощью современных технологий. И здесь необходимо отметить, что основная наша аудитория – около 70 процентов – дошкольники, учащиеся, студенты.

И третий проект – это создание электронного каталога в музее. Мы смогли создать первый каталог Лукиана Попова, где представлено более 250 его произведений. Сегодня уже думаем о том, чтобы довести эту работу до всероссийского уровня – тогда человек сможет при помощи интернет-ресурсов войти в электронную межмузейную базу и посмотреть, что находится в Эрмитаже, Русском музее, оренбургском. Это весьма перспективная работа, которую мы уже делаем.

– Юрий Эдуардович, музей располагается в историческом здании Городской думы, которое является памятником архитектуры XIX века и украшением города. А если представить музей изнутри, что он собой представляет?

– Для начала я все-таки хотел обратить внимание на то, что при поддержке правительства, министерства культуры области мы смогли осуществить ремонт фасада. Благодаря этому, наш город вновь обрел еще одно красивое старинное здание. Около него, кстати, очень любят фотографироваться.

Вообще же Оренбургский областной музей изобразительных искусств включает в себя два строения. Одно из них – наше фондохранилище, а в другом, которое является, можно сказать, нашим лицом, располагаются экспозиционно-выставочные залы.

Каждый из них имеет свой особенный цвет и свое «настроение».

У нас есть постоянно действующие экспозиции. Главная их них – Лукиана Попова. Она и легла когда-то в основу создания музея изобразительных искусств. Среди постоянно действующих – коллекция древнерусского и русского и искусства XX века. Достаточно широко представлена и графика.

 

– Но есть еще и уникальный зал декоративно-прикладного искусства…

– Классическим народным промыслам мы уделяем особое внимание.Наша коллекция оренбургских пуховых платков – единственная в мире, представленная в таком объеме. Есть у нас дымковская, каргопольская и местная, акбулакская, глиняные игрушки, хранятся подносы нижнетагильских мастеров.

И, естественно, работают в музее выставочные залы – в течение года проводится более 30 выставок! В фондах представлены картины Г. Глахтеева, В. Просвирина, народного художника России Н. Ерышева, заслуженных художников России Ю. Григорьева, Р. Асаева, А. Овчинникова, Н. Петиной. Собрать коллекцию полотен местных художников было изначальной целью еще при создании музея. Мы всегда отдавали предпочтение оренбургским живописцам, пропагандируя тот творческий потенциал, которым располагает наша область.

Никогда не забывали и молодых художников, имена которых сегодня уже хорошо известны любителям живописи.

– Помнится, были определенные сложности с закупкой картин для музея….

– Сложности есть и сейчас, но хочу сказать, что благодаря поддержке нашего министерства культуры в 2008 году была приобретена коллекция картин оренбургских художников. Мы выиграли гранты по программам «Культура Оренбуржья», «Культура России». В 2009 году, непростом в экономическом отношении, музей при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации смог приобрести картину русского художника с оренбургскими корнями А. Чернышева. Это – классика, середина XIX века, питерская школа. Интересна картина и по замыслу, она имеет двойное название – «Вид степи близ Оренбурга. Пейзаж с юртами». Работа явилась ценным пополнением коллекции русской живописи. А в 2010 году мы закупили картин на сумму около 300 тысяч рублей. Надо отметить, что некоторые оренбургские художники – Р. Асаеав, Г. Глахтеев, А. Овчинников, семья Ескиных – передают свои работы музею в дар!

– Сейчас вошло в обиход выражение – «позиционирование региона». Каким образом ваш музей позиционирует регион в межкультурном пространстве?

– Мы стараемся пропагандировать то культурное наследие, которым мы располагаем сегодня. Заложенная еще при создании музея концепция (отражение культуры Оренбургского края в контексте общероссийской культуры) продолжает развиваться и обретает новые грани. Это, конечно, участие в фестивалях, которые проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде. оссии и ближднего заЭто – выставки, в которых мы стараемся принять участие, они проходят в городах России и ближнего зарубежья, в частности – в Казахстане.

У нас много предложений и нам есть что показать! Это наш оренбургский пуховый платок – он вызывает большой интерес в самых разных регионах. Есть у музея передвижная выставка, с которой мы выезжаем в территории области. Пользуются популярностью и работы современных оренбургских авторов – то, что искусствоведы называют оренбургской школой живописи.

В музее собрана большая коллекция картин наивных художников, создававшаяся начиная с 70-х годов прошлого века, и в этом смысле наш музей тоже уникален. Наивных художников Оренбуржья мы показывали в Самаре – выставка вызвала там огромный интерес! В ответ они привезли к нам картины из коллекции своего областного художественного музея – работы художника К. Головкина, написанные в конце XIX века.

– Совместные проекты – это еще одно направление вашей работы?

– В 2008–2009 годах в наших залах была представлена выставка детского рисунка из Русского музея. Выставка из Государственного музея Л.Н. Толстого «Мир в светлых тонах» стала замечательным подарком всем жителям Оренбурга, интересующимся творчеством великого писателя. Она рассказывала о его жизни, творчестве, тех местах, где он бывал. Здесь были представлены живопись, графика, скульптура – работы И. Репина, Н. Ге, других известных мастеров. Московский музей декоративно-прикладного искусства привозил в Оренбург частную коллекцию «Китайский фарфор времен культурной революции».

Осенний сезон 2010 года мы открыли выставкой «Москва и Петербург в литографиях ДАЦИАРО». Она приехала к нам из Государственного музея А.С. Пушкина. Под эту уникальную экспозицию мы отдали все левое крыло нашего музея, посетители смогли посмотреть архитектуру Москвы XVIII – XIX веков. А завершился сезон международным форумом Пушкинских музеев. В наш город, где встречались Пушкин и Даль, приезжали гости из разных уголков России и ближнего зарубежья – отовсюду, где есть музеи, связанные с жизнью и творчеством Пушкина. Оренбургский музей изобразительных искусств и наш краеведческий музей выступили в роли хозяев этого праздника.

– Юрий Эдуардович, у вас серьезный настрой на издательскую деятельность: только в последние годы изданы каталоги-альбомы Виктора Ни, Лукиана Попова, Вячеслава Просвирина, а еще красочное исследование – книга о наивных художниках «Мир, росою умытый»...

– Музей должен развивать просветительскую, а значит, и издательскую деятельность. Кстати, недавно увидело свет еще одно интересное исследование. Я имею в виду книгу Л.С. Медведевой «Я – художник. Николай Прохоров». Коллекция его работ представляет наиболее ценную часть графического отдела фондов нашего музея. Прохоров – представитель ленинградской школы графики. У него есть очень интересные акварели 30-х годов – «На оренбургском рынке», «Пушкин и Даль». В 1942 году художник погиб на фронте.

 

– Вы уже говорили о том, что дети – частые гости в вашем музее. А это повод вспомнить и еще об одной книге – «Произведения русских художников на школьных уроках» автора Л. Шмолей…

 Причем, это не просто книга, для удобства юных ценителей искусства она снабжена диском. Мы подготовили еще одно издание этого же направления – «На крыле бабочки». Это книга-игрушка, которая рассчитана на всю семью. Она о музее, о том, что такое искусство, какие есть направления в нем, как смотреть картины. Автор – старший научный сотрудник музея Е. Мишина.

– Раньше дети приходили в музей, чтобы учиться рисовать…

–У нас и сейчас работает школа рисования для взрослых, и каждый может прийти в музей и при помощи профессионального художника поучиться азам рисования. С детьми мы тоже плодотворно работаем – у нас проводятся ежегодные выставки детского рисунка.

 

– В музее всегда бережно собирались предметы, связанные с культурой и историей Оренбургского края. Старинная музейная мебель создает особую атмосферу – придает уют и фойе, и музейным кабинетам, и залам. Мы помним ваши рождественские встречи, бывали и на музыкальных вечерах – музей давно стал центром культурной жизни города. Эти традиции продолжаются сегодня?

– Кроме вернисажей, традиционных лекций, мы большое внимание уделяем организации творческих встреч с писателями, художниками. Проходят у нас по-прежнему музыкальные вечера. И это неслучайно, ведь в музее работают люди, которые безгранично любят свой музей: искусствоведы, культурологи, педагоги. Даже не работают, а СЛУЖАТ, как они сами говорят, поскольку привязаны к нему сердцем.

– Какие перспективы Вы видите в развитии музея?

– Планов много! Это и дальнейшее развитие материально-технической базы, и модернизация экспозиционной деятельности – надо широко представлять те коллекции, которые у нас есть, причем не только в Оренбурге, но и в России. И наших художников показывать, чтобы о них помнили потомки. Музей – это особый мир. И этот мир должен быть открыт для всех! 

0 Комментариев
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться