Рифкат Исрафилов: Театр начинается с профессии!

Оренбургский драматический театр им. М. Горького – один из старейших в стране профессиональных сценических коллективов. Полтора столетия назад это был небольшой очаг русской культуры на восточных рубежах России. Ныне же – широко известный объединяющий культурный центр нашего многонационального Оренбуржья и всего Евразийского региона.

О его тернистом и славном творческом пути – художественный руководитель и главный режиссер, народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ, профессор, секретарь Союза театральных деятелей РФ Рифкат Исрафилов…

– Рифкат Вакилович, традиционный вопрос: с чего все начиналось?

– Начало основанию театра было положено еще в 1856 году известным в то время антрепренером Борисом Соловьевым, привезшим из Самары небольшую труппу актеров. Первый театральный сезон, прошедший с разрешения и при финансовой помощи генерал-губернатора В.А. Перовского, оказался успешным и, по сути, определил дальнейшую судьбу оренбургского драматического театра. С тех пор здесь было поставлено около тысячи премьерных спектаклей. По приблизительным подсчетам, за полтора века в нем служили не менее двух тысяч артистов, в числе которых немало имен, прославивших драматическое искусство России.

В Оренбурге обрели свои первые актерские навыки великие русские актеры – Пелагея Стрепетова, Модест Писарев. В расцвете творческих сил играл на оренбургской сцене знаменитый мхатовец – Михаил Тарханов; свой яркий след оставили звезды русского театра – Иванов-Козельский, Андреев-Бурлак, Вера Комиссаржевская; здесь начинали свою творческую жизнь популярнейшие ныне народные артисты Леонид Броневой и Виктор Борцов.

Оренбургский театр одним из первых в провинции обратился к творчеству великих русских драматургов – А. Островского, А. Чехова и М. Горького, имя которого он носит с 1932 года. Лучшие произведения отечественной и зарубежной драматургии всегда находили место на оренбургской сцене, а история театра была неотделима от жизни страны и Оренбургского края.

Не менее интересна и история самого строения. В основе его архитектуры лежит здание экзерциргауза – каменного манежа для занятий с рекрутами, сооруженного в 30-х годах XIX века и первоначально принадлежавшего Оренбургскому казачьему войску. Манеж в 1856 году по приказу губернатора В.А. Перовского был приспособлен под театр.

В 1867–1868 годах экзерциргауз передали в ведение местных властей – и при губернаторе Н.С. Крыжановском была осуществлена первая крупномасштабная реконструкция здания: расширена сцена, отстроено фойе, сооружены ложи и третий ярус. Торжественное открытие, теперь уже городского театра, состоялось 14 января 1869 года.

В таком виде оренбургский драматический театр просуществовал почти 80 лет, вплоть до 1947 года, когда по проекту архитекторов И. Авакумова, Н. Куренного и А. Постникова была проведена капитальная реконструкция здания. За два года театр выстроили практически заново: появились просторные фойе, огромные колонны при входе, пристроен административный корпус. Прошло еще 60 лет – и вот уже в XXI веке Оренбургский драматический театр обрел новый современный облик, за которым с большим трудом можно разглядеть прошлый манеж для воинских занятий.

 

– Вы имеете ввиду – 23 декабря 2006 года, когда после масштабной реконструкции состоялось его торжественное открытие?

– Именно. Причем, стоимость этого великолепного подарка творческому коллективу и всем жителям области, приуроченного к 150-летнему юбилею, составила около 500 миллионов рублей.

Театр, безусловно, заслужил и такой подарок, и пристальное внимание со стороны общественности. Свою творческую состоятельность в последнее десятилетие коллектив доказывал на многих всероссийских и международных фестивалях: в Москве, Магнитогорске, Челябинске, Белгороде, Вологде, Братиславе. С наградами вернулся театр с фестивалей «Пушкинская сцена» – в Пскове, «Царь-сказка» – в Великом Новгороде, «Золотой витязь» – в Орле. В этот же период с успехом гастролировал он в Москве, Казани, Белоруссии, Башкирии, по городам и районам области.

На V Международном фестивале «Театр без границ» в Магнитогорске в номинации «Лучший спектакль» первой премии (Гран-при) была удостоена наша работа «Раба своего возлюбленного» Лопе де Вега. Дипломом «За яркое и успешное выступление» был отмечен коллектив театра на Всероссийском фестивале в Белгороде «Актеры России – Михаилу Щепкину» – за постановку пьесы А. Стриндберга «Отец».

За полтора века театр вырос в профессиональный творческий коллектив. И не случайно именно на его базе проходит сегодня Международный театральный фестиваль «Гостиный двор», в котором участвуют театры из европейских и азиатских республик, а спектакли играются на русском, татарском, башкирском, белорусском, осетинском и других языках.

В многонациональном Оренбуржье для каждого спектакля находится свой благодарный зритель. А объединяющей силой культурных традиций разных народов выступает театр.

Не случайно в 2008 году творческому коллективу была присуждена премия Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова – за вклад в развитие театрального искусства России.

 

– Общеизвестно, что «короля играет свита», а театральный репертуар – актеры. Сложно было решиться на открытие в Оренбургском институте искусств им. Л. и М. Ростроповичей актерского факультета? Ведь именно Вы когда-то выступили с этой инициативой.

– Театров в области немало, а где брать свежие силы? В Оренбуржье есть очень перспективные ребята. К тому же, если ты видишь, каким должен быть театр, то должен воспитывать себе единомышленников. У истоков этого учебного заведения, сегодня известного на всю страну, стояли вместе со мной Владимир Флейшер и нынешний ректор Борис Хавторин. Своим студентам я постоянно внушаю то, что когда-то говорили мои педагоги. Их постулаты это априори. Актер без интеллекта, без знаний, эрудиции не состоится. Зритель очень тонко чувствует, и если у тебя обыденное, а у него планетарное мышление, он никогда тебя не поймет. Театр начинается с человека образованного. Наши профессии требуют постоянной интеллектуальной тренировки. Сегодня в театре больше половины труппы – выпускники нашего ОГИИ.

В последние годы дипломные спектакли наших студентов были показаны на фестивалях самого разного уровня, и везде пользовались неизменным успехом. На международном фестивале в Братиславе, где наш оренбургский творческий коллектив был дважды, были показаны спектакли «Деревенские истории» и «Звезды на утреннем небе». В Вологде, где проходил фестиваль «Голоса истории», спектакль «А зори здесь тихие…» получил Гран-при. А ведь в состав жюри под председательством легендарного Марлена Хуциева входили ведущие театроведы страны, в том числе – А.А. Чепров, доктор искусствоведения, профессор, первый заместитель художественного руководителя Александринского театра.

В Москве на студенческом фестивале «Зори» посмотрели Алексей Владимирович Барташевич – доктор искусствоведения, профессор, главный режиссер театра им. Ермоловой Владимир Алексеевич Андреев и легенда русского театра и кинематографа Михаил Александрович Ульянов. Они дали высокую оценку творческой деятельности одного из старейших театров Урала – оренбургской драмы.

Эта же работа произвела колоссальное впечатление на французских зрителей на русском театральном фестивале, прошедшем в Марселе.

То есть, проект уже оправдывает себя. Да и вообще, я убежден, что театр начинается именно с профессии…

 

– Рифкат Вакилович, 2011 год для театра был юбилейный. С какими работами пришел к своему 155-летия Оренбургский драматический?

– К этой дате мы приурочили целый ряд постановок. Одна из них – «Берег неба» по мотивам произведений Т. Гуэрра в постановке абхазского режиссера Валерия Кове. У нас появилась и комедия в стиле рэг-тайма «Недоступная» С. Моэма. Для поклонников классики мы представили в начале сезона спектакль «Ричард Ш» У. Шекспира. И это далеко не полный перечень всего того, что мы подарили поклонникам сценического искусства.

В этом юбилейном для нас году одной из дипломных работ выпускников актерского отделения ОГИИ им. Л.и М. Ростроповичей стал мюзикл «Вестсайдская история» А. Лоренца и Л. Бернстайна. Причем, эту студенческую постановку посмотрели не только зрители, но и профессионалы из Московской и С- Петербургской консерваторий. Профессора отметили, что ребята прекрасно справились со сложнейшим материалом и порекомендовали показать «Вестсайдскую историю» на театральном фестивале международного уровня. Этим же спектаклем мы открывали московский международный фестиваль дипломных и постдипломных проектов «Твой шанс».

 

– Кстати, наш театр регулярно участвует во всероссийских и международных фестивалях. Как Вам это удается?

– Такие поездки крайне необходимы творческому коллективу. Поскольку только на фестивалях, где в жюри сидят лучшие театральные критики и театроведы можно получить подлинную оценку своей работы. Это своего рода экзамен, и высокий бал здесь – вопрос престижа. Только за один сезон нам удалось достойно показаться на нескольких престижных смотрах и получить награды.

Например, спектакль «Очень простая история» М. Ладо стал участником IV Всероссийского театрального фестиваля «Русская комедия» в Ростове-на-Дону. Творческий коллектив был удостоен сразу четырех наград.

Мы показали спектакль «Бешеные деньги» А. Островского на IX Всероссийском театральном фестивале «Дни Островского в Костроме» и получили награды сразу в двух номинациях: «Лучшая режиссерская работа» и «Лучший спектакль фестиваля».

 

– В нашем театре – всегда аншлаг, а перед входом зрители нередко спрашивают лишний билетик. На Ваш взгляд, какие акценты в репертуарной политике сегодня должен расставлять театр, чтобы продолжать оставаться интересным публике?

– Основное направление, которое должен, на мой взгляд, поддерживать каждый театр – это баланс современных пьес и классики. В нашем театре мы стараемся соблюдать эти каноны. Конечно, комедийные спектакли сегодня, может быть, пользуются чуть большей популярностью. Но, оренбургский зритель с удовольствием приходит и на Чехова. Или взять, например, спектакль «Бешеные деньги» – пьеса написана в позапрошлом веке, а вызвала огромный интерес у публики самого разного возраста. Что уже само по себе – прекрасно! Ведь театр – это своего рода барометр духовного состояния общества, а значит и нам, его служителям, необходимо всегда держать руку на пульсе времени.

0 Комментариев
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться