Оренбургский музей ИЗО: «Советское искусство 50-х гг.»

Областной музей изобразительных искусств приглашает посетить одну из своих постоянных экспозиций.

Пятидесятые годы прошлого века – годы освоения целинных земель, и вслед за молодыми целинниками в степь уезжали художники, сделавшие художественную летопись событий. Романтический пейзаж тех лет отразился в картине Р. Н. Галицкого «Трактористки» — молоденькие, освещенные солнцем девушки на фоне необозримых распаханных просторов, в палатке, полог которой бьется на ветру как парус.

В зале 50-х годов посетители увидят работы замечательных советских живописцев: Н. М. Ромадина, А. И. Лактионова, оренбургского художника Н. Ф. Соколова.

Послевоенные годы прошли под знаком прошедшей войны, соединившей в единый сплав трагедию страны — миллионы погибших, разрушенные города и села, и счастье, гордость Победы, высочайший духовный подъем народа. В ответе на вопрос – что было главным после Победы, большинство современников военных событий отвечают чаще всего – тишина! Только и тишина бывает разной. Но говорят о той тишине, что царит в картине В. Н. Яковлева «Колхозное стадо» (1947) — последней работе, за которую автору была присвоена Сталинская Премия. Ощущение свободы, покоя, тишины и счастья мирного труда, а вернее, просто жизни на земле, переполняют эпическое, торжественное многоплановое полотно, вместившее берег с пасущимся стадом около величаво-движущейся глади реки, и дальний лес, и плывущие облака. Несмотря на вполне приземленный сюжет, на документальную точность деталей, на традиционность живописной манеры — в картине есть высокое духовное наполнение, ощущение музыки, полета, обретенное человеком равновесие с миром.

Одним из знаковых произведений 50-х гг. можно считать «Автопортрет с палитрой» (1956) А. И. Лактионова, выполненный с должным уважением к опыту классической русской школы живописного ремесла. Несомненно, это одна из лучших работ мастера. Художник, изображая себя за работой, передает огромное эмоциональное напряжение, сопутствующее акту творчества, подчеркнутого нервной светотеневой лепкой лица, активным всплеском красного пятна рубашки на темном фоне, диагональю развернутых в пространстве плеч, линией палитры.

Особенно востребован в 1950-е годы был жанр сюжетно-тематической картины, предполагающий внимательное, любовное отношение к каждой детали окружающего мира, как бы вновь обретенного. Одной из наиболее интересных картин того времени является картина С. А. Тутунова «По воду» (1953) — простота обстановки, разрушенная дорога, потемневшие стены дома, рабочая грубая одежда молодых людей оттеняют нежную деликатность, поэтичность их отношений. Вернувшиеся с войны люди особенно остро ощущали счастье будничной трудовой жизни на мирной земле. Вообще, советские картины 50-х годов явление интересное, стилистически явно выраженное и еще ждущее своих исследователей. Во всяком случае, интерес к этим работам на Западе не пропадает. Грубая одежда молодых людей, ненастный день с разбитой дорогой, — и тончайшая поэзия первой робкой, как зеленый росток, любви. Контраст прозаического окружения и возвышенности чувств делает работу невероятно притягательной, искренней — ни малейшей фальши, ни одной диссонирующей ноты. Сила и красота человеческих переживаний, а не быт послевоенной деревни главное в картине Тутунова. Живописная стихия в работе мощная, темпераментная, в основе ее большая профессиональная культура автора, глубокое знание традиций русской реалистической школы живописи. Человек с его лирическими переживаниями во всей сложности его натуры, разнообразии настроений — главный объект, как картин, так и портретов послевоенного десятилетия.

Замечателен по свежести, легкости живописи портрет С. Г. Невельштейна «Лена-школьница» (1953).

На выставках конца 50-х гг. привлекла внимание прессы картина московского художника В.Н. Галицкого «Трактористки» (1958), переданная потом музею в Оренбурге. В органичном единстве персонажей — молоденьких обветренных девушек — и широких степных пространств, трепещущем как парус на ветру пологе палатки живет тогдашнее романтическое ощущение целинной эпопеи.

Адрес: г. Оренбург, пер. Каширина, 29

Телефон: +7 (3532) 78-38-42

Часы работы: Ср—Вс 10:30—18:00

Пн, Вт — выходные

0 Комментариев
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться